Упрощенное судопроизводство в административном процессе. Раздел V

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Вернуться к оглавлению документа : Кодекс административного судопроизводства РФ

Комментарии к статье 292 КАС РФ, судебная практика применения:

См. все разъяснения о рассмотрении судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в пунктах 69-77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ". В п.п. 70-75 Постановления, в частности, указано следующее.

Особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Определение суда о возможности применения правил упрощенного производства по делу. Возражения

В случаях, указанных в части 5 статьи 216 , пункте 2 статьи 291 КАС РФ , возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке.

Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

Заключение прокурора

Заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Дело в порядке упрощенного производства рассматриваются без судебных заседаний

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152 , , часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Изменение истцом основания или предмета иска при упрощенном производстве

Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).

После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

  • а также в иных случаях.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо бы Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть "растянут" на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быт готовым, что в случае вынесения решения не в пользу стороны, сроки на обжалование такого решения более короткие, что может послужить основанием для пропуска сроков и некачественной подготовки документов для обжалования в апелляционной инстанции.

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 292 КАС РФ

Статья 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам (действующая редакция)

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 292 КАС РФ

1. В ч. 1 ст. 292 КАС отражены два наиболее существенных признака упрощенного производства: дело рассматривается, во-первых, без проведения устного разбирательства; во-вторых, на основании доказательств и других документов, представленных в письменной форме. Внимания заслуживают оба признака с точки зрения их практической реализации при рассмотрении административных дел.

В первую очередь рассмотрим вопрос о проведении судебного заседания при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Что имеет в виду законодатель, устанавливая, что административные дела в порядке упрощенного производства рассматриваются без проведения устного разбирательства? Необходимо ли в этом случае проведение судебного заседания? Ответ на эти вопросы можно дать, только анализируя нормы КАС системно. В первую очередь следует оговориться, что термины "судебное разбирательство" и "судебное заседание" не являются синонимами. Судебное разбирательство - это самостоятельная стадия производства по административным делам. Данная стадия процесса реализуется посредством проведения судебного заседания(-й), в котором суд рассматривает дело по существу и выносит по результатам судебное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 140 КАС, закрепляющей принцип устности судебного разбирательства, в случаях, установленных КАС, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном гл. 33 КАС, в то время как обычное судебное разбирательство проводится устно. Таким образом, основываясь на ч. 2 ст. 140 и ч. 1 ст. 292 КАС, можно сделать вывод, что при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства такая стадия процесса, как судебное разбирательство, является обязательной, но принцип устности в этом случае не реализуется. И представляется, что фраза "без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства" должна толковаться как то, что упрощенный порядок не предполагает проведения судебного заседания. Такой подход ранее был воспринят АПК, где в гл. 29, регулирующей упрощенное производство в арбитражном процессе, термин "судебное заседание" не используется, при этом Постановлением Пленума ВАС РФ разъясняется, что судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Такое решение представляется вполне разумным с точки зрения процессуальной эффективности применения упрощенной процедуры рассмотрения дел. Упрощение рассмотрения дела, как правило, состоит в упрощении: 1) сроков (их сокращении); 2) процедуры (исследуются письменные доказательства, дело рассматривается без вызова сторон, не ведется протокол судебного заседания). В случае если судебное заседание должно проводиться, о нем должны извещаться лица, участвующие в деле, и иные участники процесса (ч. 1 ст. 140 КАС). Но поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС дело в порядке упрощенного производства должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, то представляется затруднительным надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, и иных лиц о времени и месте судебного разбирательства.

Тем не менее ряд вопросов все же остается. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, в противном случае решение будет являться необоснованным. Снять этот вопрос можно, приняв во внимание оговорку ч. 1 ст. 293 КАС, в соответствии с которой решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства, т.е. если мы пришли к выводу, что судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится, то и правило ч. 2 ст. 176 о необходимости исследования доказательств в судебном заседании не должно применяться к данным решениям.

Еще один вопрос связан с возможностью коллегиального рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, так как в соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Если при единоличном рассмотрении дела судья, проведя подготовку дела к судебному разбирательству, завершив ее, признав дело подготовленным, может в любое удобное для него время исследовать доказательства и вынести решение, то при коллегиальном рассмотрении необходимо собрать коллегию из трех судей, что, как представляется, было бы удобнее сделать посредством назначения судебного заседания. Но если последовательно придерживаться точки зрения, что судебное заседание не проводится, то следует обратить внимание на необходимость на практике каким-либо иным образом координировать работу коллегиального состава суда.

Сущность упрощенного (письменного) производства, осуществляемого судом общей юрисдикции, выражается в эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников судебного административного процесса.

Цель упрощенного производства - процессуальная экономия времени и средств как участников административного судопроизводства, гак и суда. Упрощенное производство позволяет суду оперативно, в максимально возможно короткие сроки рассмотреть и разрешить заявленные споры о праве административном. Под различными наименованиями упрощенные производства существуют практически во всех процессуальных отраслях права.

В уголовном процессуальном праве - это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском процессуальном праве подобный институт именуется приказным производством (гл. 11 ГПК РФ). В гражданско- процессуальной доктрине он рассматривается в качестве отдельного вида гражданского судопроизводства. В АПК РФ этому виду судопроизводства посвящена гл. 29 «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства». По смыслу этой главы, истец либо арбитражный суд на стадии возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству выступает инициатором упрощенного производства. Суть этого производства заключается в том, что судья рассматривает дело без вызова сторон. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании своевременно представленных письменных доказательств.

Особенности института упрощенного производства в судебном административно-процессуальном праве, установленные в разд. V КАС РФ, проявляются в следующих его характерных чертах :

  • - оно возможно лишь при наличии условий, указанных в законе;
  • - необходимо согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;
  • - дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления искового заявления в су д ;
  • - судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы;
  • - упрощенное производство применяется по делам, не вызывающим сложности у суда в юридической квалификации материальных правоотношений сторон.

КАС РФ (ст. 291) называет четыре условия, при наличии которых дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства:

  • 1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • 2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам искового административного судопроизводства, за исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ. Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом обеспечительных мер, и т.п.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса. Использование упрощенного производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности. В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового административного судопроизводства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс).

Если для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Этот порядок производства может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В случае, если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правшам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Оно должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения. Принятое по результатам рассмотрения административного дела решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Глава 33. РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ
УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА

Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.
6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства

1. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
2. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Обжалование решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.