Подласый И.П. Педагогика начальной школы

ГЛАВА 15. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель.
Л.H. Толстой
Функции учителя
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, – учитель. Можно сказать и так: учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, действуют в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего долга.
Учитель начальной школы – особенный учитель. Это посредник между детьми и миром взрослых, в совершенстве знающий таинства становления детской психики, дает малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим, потому что его результат – человек. Ему – самому знающему, самому ответственному, самому главному семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих детей, граждан своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответствен за судьбу каждого ученика подрастающего поколения. Каков результат труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра.
Уже в самые далекие времена обнаружилась одна закономерность: те государства в истории цивилизации вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Принижение роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромен и незаметен учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное дело невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам.
Вот что писал о роли русского учителя в обществе М. Горький:
«Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича!
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с

363 такой же охотой , с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него… унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа…»
Педагогическая функция – предписанные педагогу направления работы: обучение, образование, воспитание, развитие учащихся. В каждом из этих направлений учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто не всегда очевидны. Но, заглянув в корень, мы установим, что в основе педагогической деятельности и лежит главная функция учителя – профессионализм: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания.
И чем отчетливее понимает он эту функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами управляемого педагогом выбора.
Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «Майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда – в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Учитель начальной школы обязан научить каждого ребенка пользоваться своим главным органом – мозгом. Если это чудо не свершится, человек на всю жизнь останется недоучкой.
Управление как основная педагогическая функция распадается на ряд конкретных действий. Реализация любого из них – будь то урок, классный час, изучение отдельного раздела на уроке, викторина, олимпиада, «подвижная перемена», школьный праздник, акт милосердия или экологическая экспедиция – начинается с постановки цели. Сущность управленческого процесса в том, чтобы координировать действия учеников по линии совпадения «цель – результат». Управление процессом обучения основывается на возможностях учеников – уровне их подготовленности, работоспособности, отношении к учению и т.д. Обо всем этом педагог узнает в процессе диагностирования. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

364
В неразрывной связи с постановкой цели и диагностированием осуществляется прогнозирование; оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в конкретных условиях и исходя из этого определить, что и как нужно делать. Педагог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно. Педагогику, которая не учит учителя прогнозировать, В.А.
Сухомлинский назвал знахарством, а учителя, не желающего или не , – неграмотной нянькой.
Опираясь на благоприятный прогноз, учитель приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности – им завершается подготовительный этап педагогического процесса. Хороший учитель не войдет в класс без продуманного во всех деталях, четкого, обеспеченного всем необходимым плана.
На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная деятельность учителя связана с вовлечением детей в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Учитель – главный источник информации для учеников. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции необходимы ему прежде всего для создания действенных стимулов для развития процесса и намеченных в нем изменений. Учителя все отчетливее понимают, что не понукание и принуждение ведут к успеху. При контроле становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок.
Собранная информация позволяет скорректировать процесс, вовремя использовать более эффективные средства, ввести более действенные стимулы. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ достигнутого: какова его эффективность, почему она ниже намеченной, где заметны спады, как избежать их в дальнейшем и т.д.
Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. К тому же помимо своих непосредственных функций он несет нагрузки общественные, гражданские, семейные.
Таким образом, учитель начальной школы выполняет множество видов
деятельности, именуемых педагогическими функциями. Главной из них является
управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление
включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и
планирование. На этапе реализации плана учитель выполняет информационную,

365
организационную,
оценочную,
контрольную
и
корректирующую
функции.
На
завершающем этапе – аналитическую функцию.
Требования к учителю
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, родителей, общественности – предъявляют повышенные требования к его личности, его моральному облику. Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности (рис. 17).
Рис. 17. Качества педагога
Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен,

366 смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их». В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А.
Коменский рассудил, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью , любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом простоты – в пище и одежде; бодрости и трудолюбия – в деятельности; скромности и благонравия – в поведении; искусства разговора и молчания – в речах, подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни». С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее – воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к детям, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д.
Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало; «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
В ряду требований к современному педагогу на ведущее место возвращается духовность. Своим личным поведением, отношением к жизни наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра. Сегодня многие общины требуют, чтобы учитель их детей был верующим человеком, которому они могли бы доверить нравственное воспитание своих чад.
Важное требование к учителю – наличие педагогических способностей – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности

367 сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т.п. Выделены следующие виды способностей.
Организаторские – умение учителя сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
Дидактические – умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
Рецептивные – умение проникать в духовный мир воспитанников , объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные
– умение учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Суггестивные заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
Исследовательские воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.
К ведущим способностям, по результатам многочисленных опросов, относятся педагогическая зоркость
(наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные сводятся к разряду сопутствующих, вспомогательных.
Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других профессиональных качеств – трудолюбия, честного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог
– это всегда труженик.
Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие
«образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается

368 конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают те качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно- воспитательном процессе.
В ряду их человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и др. Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманность слагается из интереса к личности, сочувствия ей, помощи, уважения ее мнения, знания особенностей развития , высокой требовательности к учебной деятельности и озабоченности ее развитием.
Ученики видят эти проявления, следуют им сперва неосознанно, приобретая со временем опыт гуманного отношения к людям.
Учитель – это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Педагог – образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах
(а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно- воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть. А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на детей, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих питомцев.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения и поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не

369 укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным.
Предубежденность, предвзятость, субъективизм очень вредят делу воспитания.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде всего предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности.
Нейтрализовать напряжение в ходе педагогического процесса помогает воспитателю чувство юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, пословица, афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога – соблюдении чувства меры в общении с учениками. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и др.
Любовь к своему труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые его – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе , к своей квалификации.
Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.
Учитель являет собой наглядный образец для подражания, своеобразный эталон того, как следует себя вести.
В начальной школе учитель – идеал, требования его – закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое «А Марья Ивановна сказала так» моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя.
…Ученики 3 класса пишут сочинение «Учитель». Интересно, что они пожелают учителям, на какие качества обратят внимание?

370
Сельские школьники единодушно согласились, что их учительница превосходный мастер своего дела. У многих ребят к этому времени уже складывается свой образ учителя. Большинство видят в нем самого доброго человека, понимая под добротой конкретные поступки: не ставит двойки, не задает домашних заданий на воскресенье, отвечает на все вопросы, хвалит за хорошие ответы, говорит родителям больше хорошего, чем плохого: «чтобы мама, придя домой после родительского собрания, не сердилась».
Небезынтересно отметить, что качества
«хороший» и
«добрый» отождествляются: хороший учитель обязательно добрый, добрый – всегда хороший.
Кроме того, учитель должен быть умным – «чтобы все знал и сразу отвечал на все вопросы». Он любит детей, а дети любят его. Учитель самый справедливый человек: ставит правильные, заслуженные оценки и лучшим ученикам в конце четверти «…не подставляет оценок, которых у них не было». Весьма ценится сдержанность: «чтобы не кричал не разобравшись», «выслушивал ответы до конца». А кроме того учитель: аккуратный (подразумевается красота учителя, вкус в одежде, прическе), умеет интересно рассказывать, вежливый, скромный, строгий («чтобы ученики боялись и любили (!) учителя»), знает материал («а не так, чтобы ученики исправляли на доске ошибки»), ласковый как мама, бабушка, веселый как сестра, требовательный («потому что я могу учиться на „4“ и „5“, а учитель не спрашивает и мало требует, я и не учусь»), 15 учеников из 150, писавших сочинение, хотели, чтобы учителя не ставили двоек в дневник за то, что нечаянно забыл форму или тапочки, сломал ручку или вертелся на уроке: «а то мама сердится и даже бьет».
Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению – черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения – явление древнее. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение и был даже сформулирован закон, согласно которому бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения – уродливый пережиток прошлого.
Теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения… осталась. Ю. Азаров рассказывает об учительнице, которая на уроках главное место отводила «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!» Несколько лет подряд ее ставили в пример: владеет дисциплиной, умеет организовывать ребят, держит класс в руках… Вот это – «держать в руках» – наиболее точно характеризует сущность ее, увы, дидактогенического метода.
Болью проникнуты слова известного грузинского педагога Ш. Амонашвили, призывающего преобразовать дело обучения на началах гуманности. В одной из статей он вспоминает свои школьные годы, о том, с каким волнением и предчувствием неладного раскрывал возвращенную учителем тетрадь. Красные линии в ней никогда не приносили радости: «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно! На что это похоже! Вот

371 тебе за это!» – так озвучивалась голосом моего педагога каждая красная черточка.
Ошибки, обнаруженные им в моей работе, всегда пугали меня, и я был не прочь выбросить тетрадь или, в лучшем случае, вырвать из нее зловещую страницу, заполненную этими, как мне казалось, бранящими меня знаками педагога. Порой я получал тетрадь, которая была испещрена не просто черточками , птичками (в сказках птички обычно вещают о чем-то хорошем, радостном, таинственном), а вдоль каждой строки были проведены волнистые линии, как искривленные от злости нервы моего учителя. Если в этот момент, когда он исправлял мою работу, я оказался бы рядом, то, наверное, такими же красными полосками он украсил меня самого.
…Но почему я тогда называюсь «учеником», если должен выполнять все задания только без ошибок? – думал я в детстве… Неужели учителя всего мира сговорились между собой охотиться и тешиться над ошибками своих учеников? Тогда можно предвидеть, как мы, дети, их баловали: ежедневно мы в своих рабочих и контрольных тетрадях допускали, по всей вероятности, несколько миллионов ошибок! «Учитель! – взывает Ш. Амонашвили. – Если ты хочешь усовершенствовать и преобразовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не забывай, что ты сам когда-то был учеником, и добивайся того, чтобы твоих воспитанников не мучили те же самые переживания, что мучили тебя».
Ни одна профессия не предъявляет к человеку таких высоких требований, как
учительская. Посмотрим на итоговую таблицу профессиональных качеств (см. рис. 17),
попытаемся «примерить» их на себя и увидеть, как много еще надо поработать над
собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша
учительница».

Педагогика начальной школы. Подласый И.П.

М.: 2008. - 474 с.

В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д.

Формат: doc

Размер: 4,3 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
К студентам
Глава 1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука о воспитании
Возникновение и развитие педагогики
Основные понятия педагогики
Педагогические течения
Система педагогических наук
Методы педагогических исследований
Глава 2. Общие закономерности развития
Процесс развития личности
Наследственность и среда
Развитие и воспитание
Принцип природосообразности
Деятельность и развитие личности
Диагностика развития
Глава 3. Возрастные особенности детей
Возрастная периодизация
Развитие дошкольника
Развитие младшего школьника
Неравномерность развития
Учет индивидуальных особенностей
Гендерные различия
Глава 4. Педагогический процесс
Цель воспитания
Задачи воспитания
Пути реализации задач воспитания
Организация воспитания
Этапы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Глава 5. Сущность и содержание обучения
Сущность процесса обучения
Дидактические системы
Структура обучения
Содержание обучения
Элементы содержания
Учебные планы и программы
Учебники и пособия
Глава 6. Мотивация учения
Движущие силы учения
Интересы младших школьников
Формирование мотивов
Стимулирование учения
Правила стимулирования
Глава 7. Принципы и правила обучения
Понятие о принципах и правилах
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности обучения
Систематичность и последовательность
Принцип прочности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип эмоциональности
Принцип связи теории с практикой
Глава 8. Методы обучения
Понятие о методах
Классификация методов
Методы устного изложения
Работа с книгой
Наглядные методы обучения
Практические методы
Самостоятельная работа
Выбор методов обучения
Глава 9. Виды и формы обучения
Виды обучения
Дифференцированное обучение
Формы обучения
Типы и структуры уроков
Трансформация форм обучения
Подготовка урока
Домашние задания
Современные технологии
Глава 10. Воспитательный процесс в школе
Особенности процесса воспитания
Структура процесса воспитания
Общие закономерности воспитания
Принципы воспитания
Содержание процесса воспитания
Духовное воспитание школьников
Глава 11. Методы и формы воспитания
Методы и приемы воспитания
Методы формирования сознания
Методы организации деятельности
Методы стимулирования
Формы воспитания
Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание
Воспитание добротой и лаской
Понимание ребенка
Признание ребенка
Принятие ребенка
Правила для педагога-гуманиста
Глава 13. Малокомплектная школа
Особенности малокомплектной школы
Урок в малокомплектной школе
Организация самостоятельной работы
Поиски новых вариантов
Подготовка учителя к уроку
Воспитательный процесс
Глава 14. Диагностика в школе
От контроля к диагностике
Гуманизация контроля
Оценка результатов обучения
Выставление оценок
Тестирование достижений
Диагностика воспитанности
Глава 15. Учитель начальной школы
Функции учителя
Требования к учителю
Мастерство учителя
Рыночные трансформации
Учитель и семья школьника
Анализ труда учителя
Краткий словарь терминов
Примечания

M.: Владос, 2008. - 464 с.В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д.Содержание:
К студентам.
Предмет и задачи педагогики .
Педагогика - наука о воспитании.
Возникновение и развитие педагогики.
Основные понятия педагогики.
Педагогические течения.
Система педагогических наук.
Методы педагогических исследований.
Общие закономерности развития .
Процесс развития личности.
Наследственность и среда.
Развитие и воспитание.
Принцип природосообразности.
Деятельность и развитие личности.
Диагностика развития.
Возрастные особенности детей .
Возрастная периодизация.
Развитие дошкольника.
Развитие младшего школьника.
Неравномерность развития.
Учет индивидуальных особенностей.
Гендерные различия.
Педагогический процесс .
Цель воспитания.
Задачи воспитания.
Пути реализации задач воспитания.
Организация воспитания.
Этапы педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса.
Сущность и содержание обучения .
Сущность процесса обучения.
Дидактические системы.
Структура обучения.
Содержание обучения.
Элементы содержания.
Учебные планы и программы.
Учебники и пособия.
Мотивация учения .
Движущие силы учения.
Интересы младших школьников.
Формирование мотивов.
Стимулирование учения.
Правила стимулирования.
Принципы и правила обучения .
Понятие о принципах и правилах.
Принцип сознательности и активности.
Принцип наглядности обучения.
Систематичность и последовательность.
Принцип прочности.
Принцип доступности.
Принцип научности.
Принцип эмоциональности.
Принцип связи теории с практикой.
Методы обучения .
Понятие о методах.
Классификация методов.
Методы устного изложения.
Работа с книгой.
Наглядные методы обучения.
Практические методы.
Самостоятельная работа.
Выбор методов обучения.
Виды и формы обучения .
Виды обучения.
Дифференцированное обучение.
Формы обучения.
Типы и структуры уроков.
Трансформация форм обучения.
Подготовка урока.
Домашние задания.
Современные технологии.
Воспитательный процесс в школе .
Особенности процесса воспитания.
Структура процесса воспитания.
Общие закономерности воспитания.
Принципы воспитания.
Содержание процесса воспитания.
Духовное воспитание школьников.
Методы и формы воспитания .
Методы и приемы воспитания.
Методы формирования сознания.
Методы организации деятельности.
Методы стимулирования.
Формы воспитания.
Личностно-ориентированное воспитание .
Воспитание добротой и лаской.
Понимание ребенка.
Признание ребенка.
Принятие ребенка.
Правила для педагога-гуманиста.
Малокомплектная школа .
Особенности малокомплектной школы.
Урок в малокомплектной школе.
Организация самостоятельной работы.
Поиски новых вариантов.
Подготовка учителя к уроку.
Воспитательный процесс.
Диагностика в школе .
От контроля к диагностике.
Гуманизация контроля.
Оценка результатов обучения.
Выставление оценок.
Тестирование достижений.
Диагностика воспитанности.
Учитель начальной школы .
Функции учителя.
Требования к учителю.
Мастерство учителя.
Рыночные трансформации.
Учитель и семья школьника.
Анализ труда учителя.
Краткий словарь терминов.
Примечания.

Иван Павлович Подласый является ведущим специалистом по теории и истории педагогики, доктором педагогических наук, профессором, директором в научно-исследовательском центре Киевского национального педагогического университета им. М. Драгоманова. Автор достаточно плодотворно работает над созданием учебной литературы, предназначенной для студентов высших учебных заведений. В последние годы им созданы учебники, отражающие теоретические вопросы современного образования и воспитания детей, в которых представлены особенности и организационные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях школьного образования.

Педагогика в двух томах (2016 год)

В $2016$ году был выпущен учебник педагогики в двух томах, которые автор посвящает рассмотрению общих вопросов педагогики, проблем обучения и воспитания школьников в соответствии с новейшими достижениями в современной науке.

Первый том учебника раскрывает общие основы педагогики – предмет и систему педагогики, воспитание в современном мире, эдукационный процесс; также рассматриваются закономерности эдукации и робурсации – условия и факторы эдукации, закономерности эдукационного процесса, развитие и формирование человека, механизмы воспитания-обучения, принципы и правила эдукации. Второй том учебника «Педагогика. Практическая педагогика» предназначен для закрепления теоретического материала студентами.

Педагогика для бакалавров (2015 год)

Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений различных специализаций, содержит материал по общим основам педагогики, некоторый материал дублирует содержание учебника в двух томах ($2016$ года), однако рассмотрены некоторые разделы, которые не представлены в двухтомном издании – образовательная система России, технологии обучения и воспитания, продуктивная технология, щадящая технология, партнёрская технология, управление качеством эдукации.

Каждая глава в учебнике заканчивается итоговым тестом и списком дополнительной литературы по изучаемому материалу. Кроме того, в приложениях представлены:

  • краткий словарь понятий и терминов;
  • литература для углубленного изучения курса;
  • ответы на тесты.

Учебник педагогики в трёх книгах (2010)

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, системно и последовательно представлены вопросы теоретической педагогики. Основное отличие данных учебников заключается в оригинальности подачи учебного материала – применении интерактивного обсуждения изучаемой проблемы.

В первой книге изложены основные проблемы дидактики (теории обучения), подробно раскрываются принципы организации педагогического процесса в условиях школы, формы и методы организации учебного процесса.

Во второй книге представлены современная теория и технологии обучения – учебник позволяет получить достаточно полные представления о современных образовательных технологиях, методах, формах организации дидактического процесса, особенностях деятельности современных образовательных учреждений.

Книга $3$ позволяет усвоить проблемы взаимоотношений семьи и школы, организации коррекционного процесса в условиях школьного обучения, особенности реабилитации и перевоспитания детей, оступившихся в некоторый период своей жизни, а также условия и способы успешности в подготовке педагогических кадров.

Кроме представленных учебников, И.П. Подласым в разные годы изданы учебники «Педагогика начальной школы», «Энергоинформационная педагогика», «Педагогика. Успешный экзамен» и ряд других учебников и учебных пособий.

Иван Павлович Подласый

Педагогика начальной школы: учебник
Аннотация
В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.
Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей.

Иван Павлович Подласый
ОГЛАВЛЕНИЕ

К студентам

Глава 1. Предмет и задачи педагогики

Педагогика – наука о воспитании

Возникновение и развитие педагогики

Основные понятия педагогики

Педагогические течения

Система педагогических наук

Методы педагогических исследований

Глава 2. Общие закономерности развития

Процесс развития личности

Наследственность и среда

Развитие и воспитание

Принцип природосообразности

Деятельность и развитие личности

Диагностика развития

Глава 3. Возрастные особенности детей

Возрастная периодизация

Развитие дошкольника

Развитие младшего школьника

Неравномерность развития

Учет индивидуальных особенностей

Гендерные различия

Глава 4. Педагогический процесс

Цель воспитания

Задачи воспитания

Пути реализации задач воспитания

Организация воспитания

Этапы педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса

Глава 5. Сущность и содержание обучения

Сущность процесса обучения

Дидактические системы

Структура обучения

Учебные планы и программы

Учебники и пособия

Глава 6. Мотивация учения

Движущие силы учения

Интересы младших школьников

Формирование мотивов

Стимулирование учения

Правила стимулирования

Глава 7. Принципы и правила обучения

Понятие о принципах и правилах

Принцип сознательности и активности

Принцип наглядности обучения

Систематичность и последовательность

Принцип прочности

Принцип доступности

Принцип научности

Принцип эмоциональности

Принцип связи теории с практикой

Глава 8. Методы обучения

Понятие о методах

Классификация методов

Методы устного изложения

Работа с книгой

Наглядные методы обучения

Практические методы

Самостоятельная работа

Выбор методов обучения

Глава 9. Виды и формы обучения

Виды обучения

Дифференцированное обучение

Формы обучения

Типы и структуры уроков

Трансформация форм обучения

Подготовка урока

Домашние задания

Современные технологии

Глава 10. Воспитательный процесс в школе

Особенности процесса воспитания

Структура процесса воспитания

Общие закономерности воспитания

Принципы воспитания

Духовное воспитание школьников

Глава 11. Методы и формы воспитания

Методы и приемы воспитания

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности

Методы стимулирования

Формы воспитания

Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание

Воспитание добротой и лаской

Понимание ребенка

Признание ребенка

Принятие ребенка

Правила для педагога-гуманиста

Глава 13. Малокомплектная школа

Особенности малокомплектной школы

Урок в малокомплектной школе

Организация самостоятельной работы

Поиски новых вариантов

Подготовка учителя к уроку

Воспитательный процесс

Глава 14. Диагностика в школе

От контроля к диагностике

Гуманизация контроля

Оценка результатов обучения

Выставление оценок

Тестирование достижений

Диагностика воспитанности

Глава 15. Учитель начальной школы

Функции учителя

Требования к учителю

Мастерство учителя

Рыночные трансформации

Учитель и семья школьника

Анализ труда учителя

Краткий словарь терминов

Примечания

К студентам
Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.

Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих, талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии. Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.

Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот, кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного количества конкретных фактов и примеров, сможет применить ее для объяснения происходящих в воспитании процессов.

Годы вашего обучения приходятся на сложный и противоречивый период развития педагогики. В противоборстве столкнулись два направления – авторитарное и гуманистическое. Первое традиционно ставит учителя над учениками, второе – пытается сделать его равноправным участником педагогического процесса. Какими бы крепкими ни были корни авторитаризма, мировая педагогика сделала гуманистический выбор. В учебнике он представлен новыми отношениями учителя с учениками, их взаимопониманием и сотрудничеством на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Учебник составлен очень экономно. В его 15 главах вы найдете основные педагогические положения, необходимые для понимания сущности, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Все главы завершаются вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опорном конспекте. Он служит основой для сознательного воспроизведения главных понятий и терминов, позволяет быстро вспоминать основные положения и структуру изученного материала, облегчает понимание сложных зависимостей, систематизирует и закрепляет их. Осознав преимущества схематических «опор», учитель будет готовить подобные конспекты и для своих учеников.

В учебнике учтены также пожелания студентов и преподавателей курса. Больше внимания уделено разъяснению трудных для понимания идей педагогической теории, увеличено число примеров применения теории на практике. Введен раздел о формировании духовного мира ребенка. Изменены состав и содержание тестовых заданий, обновлен список основных терминов и понятий, а также литературы для дополнительного чтения.

Проведено тщательное изучение процесса и результатов самостоятельной работы студентов. Установлены примерные значения времени, необходимого для полноценного усвоения каждой главы учебника. Ориентируясь на оптимальные затраты времени, вы сможете лучше спланировать свою самостоятельную работу, которая, как известно, является основой сознательного и продуктивного обучения. На вопросы итогового теста сначала отвечайте, положив перед собой опорный конспект, затем уберите его и объективно, как учитель, поспрашивайте сами себя.

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.

Януш Корчак
Педагогика – наука о воспитании
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческих слов «пайдес» – дети и «аго» – вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи детям в реализации данных им природой возможностей, формировании новых качеств. По крохам накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Постепенно формировалась наука о воспитании, главная задача которой – накопление и систематизация педагогических знаний, постижение закономерностей человеческого воспитания.

Очень часто студенты, раскрывая задачи педагогики, говорят: педагогика воспитывает, обучает, формирует учеников. Да нет же! Этим делом занимаются конкретно учителя, воспитатели, родители. А педагогика указывает им пути, способы, средства воспитания.

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в этот период закладываются основные качества будущего человека. Вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки, которую для краткости назовем педагогикой начальной школы. Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных ветвей – педагогику семьи, дошкольную педагогику и педагогику младшей школы. Каждая имеет свой предмет – то, что изучает данная наука. Предмет педагогики начальной школы – воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать, ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются требования к человеку. На эти запросы общества педагоги отвечают созданием новых технологий обучения, образования и воспитания.

Педагоги начальной школы занимаются «вечными» проблемами – они обязаны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. Но еще никогда их воспитательная деятельность не была столь сложной, трудной и ответственной. Мир прежде был иным, в нем не было тех опасностей, которые подстерегают сегодня нынешних детей. От того, какие основы воспитания будут закладываться в семье, дошкольном детском учреждении, начальной школе, будут зависеть его собственная жизнь и благополучие общества.

Современная педагогика – наука быстро развивающаяся, ведь за изменениями нужно поспевать. Отстает педагогика – отстают люди, пробуксовывает научно-технический прогресс. Значит, надо постоянно черпать новые знания из всевозможных источников. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.

...
Итак, педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки.
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с людьми. Детей тогда воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и др.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, создания теории. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) составил руководства по воспитанию детей. Он писал: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу… Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, разработаны в трудах и других древнегреческих мыслителей – Сократа (469–399 до н. э.), Платона (427–347 до н. э.), Аристотеля (384–322 дон. э.).

В период Средневековья церковь направляла воспитание в религиозное русло. Из века в век оттачивались принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были такие образованные для своего времени философы, как Августин (354–430) и Фома Аквинский (Тома Аквинат) (1225–1274), создавшие обширные педагогические сочинения. Видным представителем педагогической мысли того времени был Игнатий Лойола (1491–1556). Общеобразовательную школу в существующем ныне виде придумал он и его последователи.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1469–1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1483–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогика долгое время была частью философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку. Но и нынешняя педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.

Оформление педагогики в самостоятельную научную систему связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из ее идей не утратили своей актуальности и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например, принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума»… Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

Английский философ и педагог Дж. Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Сочинения по педагогике начальной школы оставили видные французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712–1778). «Вещей! Вещей! – восклицал он. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».

В педагогике начальной школы особенно чтят имя великого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746–1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

«Ничто не постоянно, кроме перемен», – учил выдающийся немецкий педагог Ф.А.В. Дистервег (1790–1866), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением движущих сил воспитания и противоречий, присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Н.А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны педагогические идеи Л.H. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810–1881). Они выступали с резкой критикой сословной школы, призывали к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и революцию в педагогической практике. В его системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «…одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США. Там сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Дж. Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя американского педагога и врача Б. Спока. Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать – строгость или доброта? – он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом кроется ответ, какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической. Ответ на него Б. Спок ищет его в своих книгах «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью» и др.

В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. В них растущий человек признавался главным источником саморазвития. В современной педагогике методы самовоспитания, самообучения и саморазвития занимают важное место, их активно используют на всех ступенях обучения – от детского сада до высшей школы.

Много сделала для разработки и популяризации идеи свободного воспитания итальянская учительница М. Монтессори (1870–1952). Сперва в открытом ею «Доме ребенка» (1907) она изучала развитие органов чувств умственно отсталых детей. Затем наиболее эффективные приемы саморазвития были усовершенствованы и внедрены в практику начальных школ. В книге «Метод научной педагогики» автор утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, чтобы достичь значительно большего в развитии ребенка. Главной формой начального обучения должны стать самостоятельные учебные занятия. В работе «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» Монтессори предложила дидактические материалы для индивидуального изучения, которые построены так, что ребенок, при правильном руководстве, может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей этой системы. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Горячим приверженцем идей свободного воспитания в России был К.Н. Вентцель (1857–1947), создавший одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). Он был соучредителем и активным автором журнала «Свободное воспитание», который издавался в России в 1907–1918 гг. В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». Вентцель декларировал его как свободную общину детей, родителей и педагогов, в которой происходит активное саморазвитие детей. Главным действующим лицом в этом оригинальном учебном заведении был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований. В современной начальной школе успешно реализуются идеи Вентцеля, в частности, его призыв к учителям предоставлять ребенку столько свободы для собственного саморазвития, сколько он способен осилить сам.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А. П. Пинкевич (1884–1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.

В 40-60-е годы прошлого века на ниве народного образования активно трудился М.А. Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы – «Задачи и особенности начального образования» (1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил практические руководства для учителей. На «Дидактику» Данилова, написанную вместе с Б.Е. Есиповым (1957), и сегодня опираются российские педагоги.

Среди начальных школ особое место занимают так называемые малокомплектные школы, которые создаются в небольших поселках и деревнях, где недостает учеников для создания полных классов и где один учитель вынужден одновременно обучать детей разного возраста. Вопросы обучения и воспитания в таких школах разрабатывал М.А. Мельников, составивший «Настольную книгу для учителя» (1950), где изложены основы методики дифференцированного обучения. Проблема малокомплектной школы сегодня не снята с повестки дня, наоборот, по многим причинам она обостряется и требует пристального внимания современных педагогов.

В 70-80-е годы XX в. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством академика Л.B. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников. В книге «Дидактика и жизнь» (1968) Занков представляет новый взгляд на процесс обучения школьников: «Факты… доказывают несостоятельность концепций, отбрасывающих действенную роль внутренних законов в развитии психики ребенка…» Современная педагогика активно развивает эту идею, хотя не все разделяют ее исходный принцип: ребенок развит настолько, насколько обучен.

В конце 80-х годов XX в. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей имена известных Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского и др. Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой изложены приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. Она же создала методику «опережающего обучения».

Современная педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, и прежде всего – в разработке новых технологий дошкольного и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают успешно справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен. Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.

...
Итак, практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Основы науки о воспитании были заложены в древней философии. Педагогика прошла длительный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения, образования. Большой вклад в ее развитие внесли российские педагоги.